Унесённые ковидлой: конец «крупнейшего» музея Apple

Это было неожиданно: неделю назад американские эпплофанаты открыли для себя, что пражский музей истории Apple закрылся — похоже, что раз и навсегда. Зато со скандалом: главную страничку официального сайта теперь украшает снимок симпатичной девушки и текст самого что ни на есть драматического содержания:

— Экспозиция закрыта. Крупнейшая частная коллекция техники Apple, Next и Pixar выкрадена директором фонда ART 21 С. П. Спасибо за понимание и поддержку.

Именно на этом тексте и фото заокеанские товарищи засомневались: «Что-то тут не сходится. Как кто-то вообще (миниатюрную даму с фото не трогаем) может стырить несколько центнеров винтажного хардвера? Нельзя так просто взять и сунуть незаметно в карман дюжину ЭЛТ-мониторов».

Попытки американцев загуглить негодяйский фонд тоже привели к странным результатам: «Ввёл в поиск ART 21. Единственный фонд с таким названием находится не в Праге, а Нью-Йорке, и в списке персонала отсутствует человек с инциалами С. П. Да и девушка на фото выглядит слишком молодой для директора какой бы то ни было некоммерческой организации. А уж перетащить такую коллекцию из Праги в Штаты — это вообще кошмар логистика, особенно с перспективой провезти через несколько стран внушительную порцию потенциально токсичных металлов».

Вот тут к импровизированному расследованию подключились и мы. Запрос электронной почтой эппломузейщикам напрямую ничего не дал, зато совокупное знание нескольких славянских языков подсказало ключ к решению — искать надо на чешском! Сработало: запрос по строчке «Nadace ART 21» вырулил на пражский «желтостраничный» сайт с краткой информацией о загадочном фонде, включая адрес где-то на периферии чешской столицы и датированную летом запись о назначении директором фонда Сандры Покорной. У которой в «фейсбуке» есть свой аккаунт с той самой фотографией грабителя, только без плашки на глазах. Ссылку на каковой аккаунт мы из этических соображений не прилагаем.

Одновременно «дорогая редакция» поймала себя на мысли, что при всем драматизме ситуации отношение к Apple Museum Prague почему-то негативное. С чего бы это? — Сразу вспомнился декабрь 2015 года, когда пражский проект только-только запустился и вовсю себя пиарил как «самый большой в мире музей Apple». Тогда эта похвальба настораживала — считается, что крупнейшая на этой планете коллекция эпплотехники сосредоточена в фондах AMUG Liguria в итальянском Квилиано. Свыше полутысячи компьютеров Apple, на фоне которых заявленные тогда чехами 472 экспоната выглядели не в пример скромнее.

Ещё одна претензия — сама концепция пражского музея: десятки и сотни обесточенных Маков за стеклом. Нуль интерактива или, как было метко сказано в кулуарах — «кладбище». Что тоже отнюдь не добавляло очков пражанам.

Но, может, за прошедшие четыре с половиной года что-то изменилось? За комментариями мы обратились к хозяину московского музея Apple Андрею Антонову. Собственно, нас интересовали ответы всего на два вопроса — что произошло в Праге и насколько серьёзно организаторы пражского «Мак-кладбища» могли претендовать на статус крупнейшей в мире частной коллекции Apple:

— Нет, не могли претендовать, — ответствовал Андрей. — Думаю, что в Праге всё достаточно прозаично: особа с фотографии управляла магазином и экспозицией, но за аренду помещения в центре Праги нужно платить, и зарплату сотрудникам тоже. Похоже, что владельцы коллекции не смогли поддерживать ее существование и существование сотрудников. Вот её просто и взяли за долги. Это моё видение, на деле может быть совсем по-другому, конечно. Всему виной вирус.

Вот так: деньги на аренду закончились, технику вывозить некуда, арендодатель не проявил должной чуткости, демонтировал экспозицию и вывез на свой склад — не то в счёт погашения ренты, не то просто до лучших времён. Осталось только увязать все эти пражские страсти с фондом ART 21 и его директором по имени Сандра Покорна. 

Но к Макам это уже не имеет ни малейшего отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *