Сервисный центр и магазин
техники Apple для друзей

Пн — Пт   : с 10 до 20 часов
Сб :  с 11 до 17 часов
(дежурный инженер)
ВОСКРЕСЕНЬЕ — ВЫХОДНОЙ

ЧИТАТЬ ВСЕ НОВОСТИ ДРУГ ЗА ДРУГОМ >>

Камеры iPhone стали слишком умными?

Перевели статью Kyle Chayka, автора The New Yorker, о том, как машинное обучение делает фотографии iPhone «профессиональными». И о том, почему это не очень здорово. 

В конце 2020 года Кимберли Маккейб, руководитель консалтинговой фирмы в Вашингтоне, перешла с iPhone X на iPhone 12 Pro. Во время карантина Кимберли, мать двоих детей, решила приложить больше усилий, чтобы запечатлеть семейную жизнь. Она рассчитывала, что новый смартфон с улучшенной камерой сделает лучше и ее любительские снимки. Но, как она недавно сказала мне, 12 Pro разочаровал, и добавила: «Я чувствую себя немного обманутой». Каждое изображение кажется слишком ярким, с теплыми цветами, ненасыщенными серым и желтым. Некоторые из фотографий, которые Маккейб делает со своей дочерью на тренировках по гимнастике, получаются странно размытыми. Она показала мне одну из них: поднятые вместе ноги девушки смазаны, как будто нарисованы акварелью. Иногда Маккейб использует свою старую цифровую зеркальную камеру (DSLR): «То, что я вижу в реальной жизни, — это то, что я вижу в камере и на картинке». Новый iPhone обещает фотосъемку «следующего уровня» с легкостью нажатия кнопки. Но результаты выглядят пугающе странными. «Сделайте их менее умными, я серьезно», — добавляет она. В последнее время Маккейб стала носить с собой Pixel из линейки смартфонов Google с единственной целью — фотографировать.

По данным Apple, компания продала более ста миллионов iPhone 12 Pro и более сорока миллионов iPhone 13 Pro с момента его появления в сентябре прошлого года. Обе модели — одни из самых популярных и мощных с точки зрения камер из всех когда-либо созданных. Линзы наших смартфонов представляют собой крошечные отверстия, не больше пуговицы на рубашке. До недавнего времени они не могли имитировать работу объективов полноразмерных профессиональных фотоаппаратов. Когда камеры смартфонов достигли стандарта «наведи и снимай», мы не ждали от них чего-то большего. Тем не менее с последними моделями iPhone Apple пытается сделать свои крошечные телефонные камеры максимально похожими на традиционные — а каждую фотографию, которую они делают, похожей на работу профессионала (отсюда и Pro в названии 12 и 13, которые отличаются от основной линейки в основном камерами). iPhone 13 Pro делает изображения с разрешением 12 мегапикселей, включает в себя три отдельных объектива и использует машинное обучение для автоматической настройки освещения и фокусировки. Однако у некоторых пользователей все эти функции оптимизации вызывают недоумение. Разработчик приложений для камеры Halide недавно опубликовал подробное исследование 13 Pro, отметив недостатки такой интеллектуальной съемки. Например, на пейзажном снимке могут быть “вымыты” такие детали, как пересечения антенн, столбов и кабелей. «Интеллектуальные программные компоненты этого сложного набора не совсем правильно сочетаются друг с другом», — говорится в отчете. 

В январе я перешел со своего iPhone 7 на iPhone 12 Pro и был неприятно удивлен производительностью камеры. На семерке небольшая шероховатость снимков, которые я делал, казалась логичным следствием ограниченных возможностей камеры. Я не возражал против «цифрового шума», если объект был недостаточно освещен или находился слишком далеко, и мне нравилось полностью отвечать за любое редактирование. На 12 Pro, напротив, цифровые манипуляции слишком агрессивны. Можно ожидать, например, что лицо человека, сидящего у освещенного окна, будет казаться затемненным: ведь объектив традиционной камеры (такой, как человеческий глаз) может пропускать свет только через один размер апертуры в данный момент. Но на моем iPhone 12 Pro даже лицо с подсветкой кажется странно освещенным. Теоретически такой эффект может улучшить фотографию: нам нравится видеть лица — однако получается жутковато. Когда я нажимаю кнопку спуска затвора, чтобы сделать снимок, на мгновение в кадре появляется нормальное изображение, как если бы я смотрел на него невооруженным глазом. Затем оно проясняется и светлеет до неузнаваемости, и нет никакого способа обратить этот процесс вспять. Дэвид Фитт, профессиональный фотограф из Парижа, также перешел с iPhone 7 на 12 Pro в 2020 году и по-прежнему предпочитает менее мощную камеру семерки. «Когда я снимаю на 12 Pro, это выглядит ненатурально: появляются детали в свете и тенях, которых реальной жизни не видно». 

Для значительной части населения «смартфон» стал синонимом «камеры», но айфоны больше нельзя назвать камерами в традиционном смысле. Теперь это скорее устройства в авангарде «вычислительной фотографии» — под этим термином я подразумеваю изображения, сформированные из цифровых данных и обработанные так же, как и из оптической информации. Каждое изображение, зарегистрированное объективом, изменяется, чтобы приблизить его к заранее запрограммированному идеалу. Мой друг Грегори Гентерт, фотохудожник из Бруклина, сказал мне: «Я пробовал фотографировать на iPhone, когда ближе к концу дня свет становится голубоватым, но iPhone старается исправлять такие вещи». Тускло-фиолетовый редактируется и в процессе стирается, потому что оттенок оценивается как нежелательный: не как особенность, а как недостаток. «Устройство видит вещи, которые я пытаюсь сфотографировать, как проблему, и пытается ее решить», — добавил он. Обработка изображения также устраняет цифровой шум, превращая его в мягкое размытие, что может быть причиной нечеткости (которую Маккейб видит на фотографиях тренировки ее дочери). «Исправление» в конечном итоге создает искажение, более заметное, чем любая предполагаемая ошибка в оригинале.

Ранее в этом месяце команда Apple по работе с iPhone согласилась предоставить мне информацию о последних обновлениях камеры. Сотрудник объяснил, что, когда пользователь делает снимок на новейший iPhone, камера создает до девяти кадров с разной экспозицией. Затем функция «Глубокое слияние», которая существует в той или иной форме с 2019 года, объединяет самые четкие части всех этих кадров вместе, пиксель за пикселем, формируя единое составное изображение. Этот процесс является экстремальной версией расширенного динамического диапазона или HDR — метода, который ранее требовал некоторой смекалки в программном обеспечении. (Будучи студентом колледжа, я изо всех сил пытался воспроизвести HDR на фотографиях с моей традиционной камеры, используя Photoshop для наложения различных кадров, а затем вырезая их желаемые части.) Камера iPhone также анализирует каждое изображение семантически, с помощью графического процессора, который выделяет определенные элементы кадра: лица, пейзажи, небо — и экспонирует каждый по-своему. Я обнаружил, что и на 12 Pro, и на 13 Pro обработка изображений делает облака и инверсионные следы более четкими, чем может воспринять человеческий глаз, создавая небо, напоминающее перенасыщенные горизонты аниме-фильма или видеоигры. Вот что сказал по этому поводу фотоблогер Энди Адамс: «HDR — это метод, который, как и соль, следует применять очень разумно». Теперь же каждая фотография, которую мы делаем на iPhone, щедро присыпана солью, нужна она там или нет. 

В двадцатом веке фотография позволила массово воспроизводить произведения искусства, делая их доступнее.  Точно так же, как произведения искусства обладают физической «аурой», как описал это Вальтер Беньямин, традиционные камеры создают изображения с отличительными качествами. Подумайте о снимке камеры Leica с объективом фиксированной длины или о мгновенном снимке Polaroid с неравномерной экспозицией. Изображения, сделанные с их помощью, неотделимы от механики самих устройств. В некотором смысле iPhone дал нам сразу все эти камеры. Цифровые инструменты устройства могут имитировать любую камеру, объектив или пленку — без утомительных ручных настроек, как несколько десятилетий назад. Полученные изображения iPhone оказывают дестабилизирующее воздействие на статус камеры и фотографа, создавая неглубокую копию фотографической техники, которая подрывает влияние оригинала. Обычная фотография на iPhone стремится к внешнему виду профессионализма и имитирует художественность, но никогда этого не достигает. Мы все теперь профессиональные фотографы, но это не значит, что наши фотографии хороши.

После того как я поговорил с членами команды iPhone, Apple одолжила мне 13 Pro с новой функцией «Фотографические стили». Она нужна для того, чтобы пользователи могли участвовать в создании цифровой фотографии. Фильтры и другие привычные инструменты редактирования работают сразу со всем изображением, но после того, как вы сняли фото, можно выбрать между предложенными стилями корректировки. Этот процесс немного похож на настройку параметров камеры с ручным управлением: он изменяет способ съемки фотографии при нажатии кнопки спуска затвора. Регулятор «Тон» сочетает в себе яркость, контрастность, насыщенность и другие факторы, а регулятор «Тепло» изменяет цветовую температуру фотографий. Эффекты этих настроек более тонкие, чем у старых фильтров постобработки iPhone, но основные качества фотографий iPhone нового поколения остаются прежними.

Одна из самых ярких особенностей вычислительной фотографии Apple — портретный режим. Он имитирует то, как объектив с широкой диафрагмой фиксирует объект на переднем плане в резком фокусе, и размывает фон. Этот эффект есть на моделях iPhone, начиная с 2016 года, он достигается не за счет самого объектива, а за счет алгоритмических фильтров: они определяют, где находится объект, и применяют искусственное размытие фона. Раньше это было прерогативой глянцевых журналов и модных фотосессий, теперь — просто еще один выбор, доступный любому пользователю. И цифровое моделирование часто неубедительно. Сделайте снимок в портретном режиме — и увидите несовершенства алгоритма. Вы можете увидеть нечеткий контур волос, потому что система не в состоянии точно определить их границы; или же вторая фигура будет полностью размыта как часть фона. Эта машинно-аппроксимированная версия боке говорит скорее о дилетантстве, нежели о профессионализме. Любителям, которым не по душе такие технологические уловки, лучше вернуться к старым цифровым камерам или пленке. Новые камеры iPhone меняют природу создания изображений вместе с нашими ожиданиями того, какой должна быть фотография. Дэвид Фитт, фотограф из Парижа, сказал: «Это определяет стандарт того, как выглядит обычное изображение. Я надеюсь, в будущем у меня не будет клиентов, которые просят сделать нечто подобное».

Добавить комментарий

Прокрутить наверх